ПЕТР ВИЗАНТИЙСКИЙ
Том LV, С. 734-736
опубликовано: 29 марта 2024г.

ПЕТР ВИЗАНТИЙСКИЙ

Содержание

Петр Византийский, греч. мелург. Миниатюра из рукописи. 1815 г. (Ath. Laur. Q. 178)Петр Византийский, греч. мелург. Миниатюра из рукописи. 1815 г. (Ath. Laur. Q. 178) [Греч. Πέτρος Βυζάντιος] (ок. 1740-1745, Неохорий (ныне Еникёй) на Босфоре - 1808, Яссы), протопсалт Великой ц. К-поля, греч. мелург. По сообщению Георгия Хурмузия, П. В. «был из Катастена (ἐκ τοῦ Καταστένου) Константинополя, Неохорит». Обучался у протопсалта Иоанна Трапезундского, лампадария (впосл. протопсалта) Даниила из Тирнавоса и гл. обр.- у лампадария Петра Пелопоннесского, с к-рым еще до 1770 г. установил особо тесные отношения, поэтому П. В. называли «малый Петр», «ученик и слуга» Петра Пелопоннесского. П. В. служил в Великой ц. в качестве доместика (ок. 1771-1789), лампадария (1789-1800) и протопсалта (с 23 апр. 1800 до 1805). В 1805 г. он был отстранен от служения «за ошибки» (возможно, по причине второбрачия) патриархом К-польским Каллиником V. В поисках средств к существованию он переехал сначала в Херсон, а затем в Яссы, где у него были ученики, за что получил прозвище Беглец (Θυγάς).

П. В. занимался кодификацией и распространением творчества своих учителей, особенно Петра Пелопоннесского, из произведений к-рого он составил краткие сборники: Анастасиматарий, Ирмологий, Стихирарь (изв. как Доксастарий), а также многочисленные песнопения Пападики. До 45 рукописей П. В. хранится в собраниях Афин, Фессалоники, Афона, Закинфа, Андроса, Иерусалима, Хиоса, Франции, Турции, Румынии и США. Самая ранняя датированная рукопись П. В.- 1773 г., самая поздняя - авг. 1806 г. (см. список в конце статьи). Его рукописи являются образцовыми по точности изложения, изяществу и мастерству. Атрибуция П. В. нек-рых рукописей подвергается сомнению.

Среди многих, кому П. В. преподавал певч. искусство, были двое из т. н. Трех учителей - лампадарий и протопсалт Григорий и Хрисанф из Мадита (впосл. митрополит Диррахия, Смирны и Прусы), к-рые на основе полученных знаний окончательно сформулировали Новый метод. Третий, Хурмузий, был знаком с П. В. в течение мн. лет и испытал его влияние, хотя и не был его непосредственным учеником. У П. В. также учились Апостол Констас Хиосский, благодаря к-рому сохранилось много информации о произведениях его наставника, Георгий Критский (П. В. называет его учеником - Athen. K. Psachou. Fakelos 4. Tetr. 114. Fol. 144, 1794 г.), иером. Иоанникий (впосл. учитель иером. Матфея Ватопедского), Акакий Мегаспилеот, афонский иером. Хрисанф из мон-ря прп. Дионисия (см.: Athen. S. Karas. 93; Chios. A. Korais. 38(181)), Кирилл, митр. Ганоса и Хоры (впосл. Дристры), и др. В 1805-1807 гг. в Яссах у П. В. учился румын. иером. (впосл. протопсалт) Макарий, к-рый позднее обучался Новому методу под рук. Петра Эфесского и издавал певческие книги в Вене в 1822-1823 гг.

Хрисанф в Большом Теоретиконе (ок. 1814, окончательный вариант изд. в 1832) сообщил, что П. В. вместе с протопсалтом Иаковом Пелопоннесским в 1791 г. преподавал певч. искусство в Патриаршей школе К-поля, поскольку только они могли правильно научить старой певч. традиции, причем «всех учеников старым матимам учили Иаков и Петр, а новым - только Петр».

П. В. выполнил множество муз. «экзегезисов» старых песнопений в аналитической нотации Петра Пелопоннесского, а также в собственном варианте нотации, еще более детализированном. По сообщению Хрисанфа, в 1816 г. все книги, «экзегезисы» и записи П. В. были выкуплены в Яссах руководителями к-польской Патриаршей школы. Характерным примером роли «экзегезисов» П. В. в греч. певч. традиции может служить составленный им сборник калофонических ирмосов, к-рый в 1817 г. был изложен в нотации Нового метода протопсалтом Григорием, позже дополнительно исправлен Хурмузием и в 1835 г. издан Феодором Папапарасху Фокейским.

«Экзегезисы» П. В. послужили основой для Нового метода. Во мн. «экзегезисах» старые тесисы, записанные кратким способом, были «истолкованы» аналитическим способом; были записаны нек-рые самые изощренные мелодические фигуры; четко обозначено различие мягкого и жесткого хроматических родов и т. д. Эта работа П. В. во мн. случаях почти полностью совпадает с аналитически записанным мелосом Трех учителей. Относительно более полного определения длительностей, к-рое требуется в почти полностью аналитических «экзегезисах» П. В., в рукописной версии Большого Теоретикона сохранилось наблюдение его ученика, Хрисанфа, о методе П. В.: «...и его «экзегезис» был бы совершенным, если бы вместе с точностью повышения и понижения мелодии, которой он достиг, он мог также измерять длительности, как у певцов».

Очевидно, П. В. выполнил гораздо больше «экзегезисов», чем их известно в наст. время, т. к., согласно сообщению Никифора Кантуниариса Хиосского, «он преуспел в «экзегезисах», как никто другой» (Ath. Vatop. 1427, 1810 г.; Ath. Xeropot. 318, 1805-1815 гг.). Ученик протопсалта Григория Антоний Кипрский, переписавший в 1818 г. (Ath. Pantel. 934) первые «экзегезисы» своего учителя, используя Новый метод, утверждал (возможно, преувеличивая), что все они основаны на «экзегезисах» П. В. Но детальное изучение этого кодекса показывает, что многие из содержащихся в нем песнопений не идентифицированы в др. рукописях как «экзегезисы» П. В., что, вероятно, можно объяснить утратой мн. источников.

Мн. собственные произведения П. В. и в наст. время входят в основной репертуар греч. церковной музыки. Он завершил пространный Ирмологий Петра Пелопоннесского, составив краткий силлабический мелос ирмосов канонов, подобнов и др. песнопений Ирмология; написал циклы херувимских и воскресных причастнов, неск. др. причастнов, 2 пространных распева великого славословия (на 1-й глас τετράφωνος и на 2-й глас), др. песнопения вечерни, утрени, Триоди, неск. самогласнов, 2-3 большие матимы (они являются примерами его умения сочинять калофонические произведения по более древним образцам).

Характерно, что в ряде случаев П. В. писал песнопения или «истолковывал» их из старой нотации по просьбе др. лиц, гл. обр. своих учеников, напр. Акакия Мегаспилеота (краткий Ирмологий), Кирилла, митр. Ганоса и Хоры (впосл. Дристры) (более детализированное «истолкование» старых евангельских стихир и кратких прокимнов), Афанасия, митр. Димитриады (8 причастнов «Хвалите» и пространная матима «Призри во благосердии, Всепетая Богородице» 1-го гласа (Athen. K. Psachou. Fakelos 4/Tetr. 99)).

Муз. творчество П. В. отличается традиционностью, но также высоким уровнем композиции, к-рый требует такой же теоретической подготовки и мастерства от певчего, исполняющего эти произведения.

Почти все наследие П. В. содержится в его автографах, а также в рукописях его учеников. В частности, произведения П. В. переведены в нотацию Нового метода после 1815-1816 гг. в основном его учениками, а также протопсалтом Григорием в XIX в. и позднее. В последующие годы и до наст. времени многие произведения П. В. «украшали», переписывали, переводили в др. муз. системы или соединяли с ними произведения др. авторов.

П. В. занимался и светской музыкой: играл на пандуре и нее, сочинял музыку и, вероятно, тексты песен, весьма популярных в эпоху фанариотских стихов и сборников подобных муз. произведений.

Своей деятельностью П. В. соединил 2 периода в развитии певч. нотации и интерпретации певч. репертуара - творчество Петра Пелопоннесского (в духе греч. национального возрождения) и творчество Трех учителей. П. В. в значительной степени выполнил задачу анализа певч. нотации на уровне записи каждого звука.

Датированные рукописи П. В.

Ирмологий Петра Пелопоннесского 1773 г.- Zakinfos. P. Gritsanis. 13; Доксастарий Петра Пелопоннесского 1781 г.- Ath. Iver. 1018; Ирмологий Петра Пелопоннесского 1782 г.- Paris. Suppl. gr. 1139; Анфология Стихираря Петра Пелопоннесского 1783 г.- Athen. S. Karas. 61; Анфология 1784 г.- Athen. K. Psachou. 73/223; Анфология 1789 г.- Ath. Esph. 93; Анфология Стихираря Петра Пелопоннесского 1789 г. и часть Анфологии 1790 г.- Ath. Vatop. 1253; Анастасиматарий Петра Пелопоннесского 1790 г.- Kalabryta. Meg. Spilaiou. 32 (собрание сгорело во время пожара в мон-ре); Ирмологий Петра Пелопоннесского дек. 1791 г.- Iasi. Metr. Mold. 7. Fol. 4-72v; Анфология Стихараря 1792 г.- Pyrgos. Kourtidi. (ныне считается утраченной); Анфология 1794 г.- Athen. K. Psachou. Fakelos 4/Tetr. 114; Анфология 1795 г.- Athen. K. Psachou. 75/224 (olim Meg. Spilaiou 45); Анфология Стихираря 1795 г.- Kalabryta. Meg. Spilaiou. 8; Анфология Стихираря, Ирмологий и Анастасиматарий Петра Пелопоннесского 1795 г.- Hieros. Patr. 490; Ирмологий и Анастасиматарий Петра Пелопоннесского 1796 г.- Kalabryta. Meg. Spilaiou. 27; Анфология 1796 г.- Thessal. Univ. 57; Сборник произведений протопсалта Иакова 1797 г.- Athen. K. Psachou. 76/225; часть Анфологии 1797 г.- Bucur. Acad. Română. 778. Fol. 142-150v; Анфология 1800 г.- Chios. Mus. 1 Gymn.; Краткий Ирмологий П. В. авг. 1806 г. (упрощенный вариант пространного Ирмология Петра Пелопоннесского, др. песнопения) - Athen. Bibl. Nat. 964.

Недатированные рукописи П. В.

2 Доксастария Петра Пелопоннесского - Athen. S. Karas. 62, 63 (ок. 1780); Анфология и великие часы - Athen. S. Karas. 57 (вероятно, до 1789); Анастасиматарий Петра Пелопоннесского - Athen. S. Karas. 58 (вероятно, до 1789); Анастасиматарий Хрисафа Нового - Athen. S. Karas. 60 (вероятно, до 1789); Ирмологий, Анфология - Athen. K. Psachou. 77/226. Fol. 1-71; Протеория, Анфология - Ath. Laur. Μ. 20. Fol. 1-122 (между 1794 и 1800); часть Анфологии утрени и литургии - S. Sepulcri. 753. Fol. 388-442, 455, ок. 1800; Краткий Ирмологий и пространные катавасии Триоди и Преполовения Пятидесятницы П. В., к-рыми он дополнил Ирмологий Петра Пелопоннесского,- S. Sepulcri. 740 (ок. 1800-1805; высказывались сомнения в авторстве этой ркп.); Анфология вечерни, утрени и литургии - Princeton. Gr. 03 (после апр. 1800); Ирмологий Петра Пелопоннесского - Hieros. Patr. 498; Анфология Новой Пападики - Athen. S. Karas. 55 03 (после апр. 1800); Анфология - Andros. S. Nicol. 32; CPolit. N. Kamaradou (ныне считается утерянной); Анфология - Kalabryta. Meg. Spilaiou. 18; Краткий Ирмологий П. В.- Athen. K. Psachou. 78/228 (высказывались сомнения в авторстве этой ркп.); часть литургии, причастны - Bucur. Acad. Romana. 898. Fol. 249-260; Анфология - Athen. K. Psachou. 74/223a (до 1800); Анастасиматарий Петра Пелопоннесского - Athen. K. Psachou. 79/227; Ирмологий Петра Пелопоннесского - Athen. K. Psachou. 80/227a; Краткий Ирмологий П. В., Анфология - Athen. K. Goulas; Сборник распевов (ἀσμάτων) - Athen. K. Psachou. 19/173; часть рукописи с распевами П. В.- Ancara. Bibl. Univ. 44 (ркп. из собр. Греческого филологического об-ва в К-поле).

Наиболее известные музыкальные произведения П. В.

Пространно-краткие кекрагарии и 1-я кафизма на 8 гласов, непорочны (3 статии), Пс 50 на 2-й глас, пространное великое славословие на 1-й глас τετράφωνος (во мн. изданиях надписано 1-м плагальным гласом), пространное великое славословие на 2-й глас (неизд. и малоизвестное, «истолковано» в нотации Нового метода Э. Яннопулосом и включено в программу музыковедческих исследований им. Петра Византийского (Фессалоники, 2017), его конечное Трисвятое («истолковано» Ф. Апостолопулосом)); цикл херувимских на 8 гласов; цикл воскресных причастнов; причастен дня Св. Духа на 1-й глас с надписанием в рукописи «найдено в записи Петра Византийского»; причастен «Тело Христово» на гласы 2, 3 и βαρύς с тем же надписанием; славники на нек-рые праздники и самогласны Пятидесятницы; дополнение пространного Ирмология учителя П. В., Петра Пелопоннесского, пространными катавасиями на воскресные дни Триоди и на праздник Преполовения; полный Ирмологий (ирмосы канонов и др.) на краткий силлабический мелос; матимы «Призри во благосердии» 1-го гласа, «Всесвятую твою память» 1-го плагального гласа (св. Прокопию), «Днесь красуется Церковь» 4-го плагального гласа (на облачение архиерея); кондак Великого канона «Душе моя, душе моя» 2-го плагального гласа; «Безсеменнаго зачатия» (ирмос 9-й песни Великого канона на 2-й плагальный глас); «Очудотвори, Христе» (самогласен на вечерне в Неделю 5-ю Великого поста, во мн. изданиях названный творением лампадария Петра Пелопоннесского).

«Экзегезисы» П. В.

Прокимны-дохи вечерни, «мелос древний (παλαιόν) и искусный»; «Свете тихий», мелос древний (ἀρχαῖον) 4-го гласа; пасапноарий утрени Мануила Газиса 4-го плагального гласа; 11 утренних стихир протопсалта Иоанна Глики; «Свыше пророцы», мелос маистора прп. Иоанна Кукузеля, глас βαρύς; «Δύναμις» Трисвятого, мелос Ксена Корониса, 2-й глас; аллилуиарий гласа πρωτόβαρυς; «Взбранной Воеводе», мелос лампадария Иоанна Клады, 4-й плагальный глас; «Душе моя, душе моя», мелос протопсалта Даниила; «Вкусите и видите», 1-й глас; кратима для «Воскресения день» Хрисафа, 1-й глас; пространные самогласны великих часов на Рождество Христово, Богоявление и в Великую пятницу; калофонические ирмосы «по преданию наших музыкальнейших учителей».

Лит.: Giannopoulos E. The Musical Work of Petros Vyzantios, Protopsaltes of the Great Church of Christ // Гимнология. М., 2017. Вып. 7. С. 63-69; idem (Γιαννόπουλος Ε. Σ.). Η επίδραση του έργου του Πέτρου του Βυζαντίου († 1800) στην διαμόρφωση της Νέας Μεθόδου της Ψαλτικής (1814 κ. ε.) // «Επιδράσεις και αλληλεπιδράσεις»: 8ο Δημητριακό μουσικολογικό συνέδριο, Μέγαρο μουσικής Αθηνών, 25-27.11.2016 [электр. ресурс; готовится к изд.]; idem. Πέτρος ὁ Βυζάντιος: (Αναλυτική βιο-εργογραφία) [полная библиогр.; в печати].
Э. Яннопулос
Рубрики
Ключевые слова
См.также